Строительство керченского моста: история от 1940 до 2017 года

Где находится керченский мост?
Первые проекты моста через пролив
Возрождение интереса к строительству моста
Старт строительства керченского моста после крымского референдума
Видео строительства моста май 2017 (обновление)

Где находится керченский мост?

Между Керчью и Таманью лежит Керченский пролив, ширина которого варьируется в диапазоне от 4,5 до 15 километров, что не так уж и много. Поэтому идея проложить между ними переправу буквально витает в воздухе, и люди стали задумываться об этом с давних времен.

Одним из первых свидетельств изучения Керченского пролива является Тмутараканский камень. Этот артефакт, найденный в 1792 году, имеет старинную надпись, высеченную в 1068 году. Согласно надписи, в этот год в Керченском проливе под руководством новгородского князя Глеба Святославовича были проведены работы по измерению расстояния по льду между Тмутараканью (Таманью) и Корчевым (Керчью). Измерение показало, что расстояние между центрами двух городов равно четырнадцати тысячам саженей (24 километра), что было довольно точно. Ныне Тмутараканский камень хранится в Санкт-Петербурге в Государственном Эрмитаже.

 

 

 

 

Первые проекты моста через пролив

Самый первый проект переправы принадлежит англичанам, которые в 1901 году решили проложить железную дорогу, параллельную трассе построенного тридцатью годами раньше Индо-Европейского телеграфа. Дорога должна была соединить Лондон и Дели, а Керченский пролив пересечь по мосту. Проект, однако, не увенчался успехом, так как британское правительство столкнулось с финансовыми трудностями.

В следующий раз о мосте через Керченский пролив заговорили два года спустя. По поручению Николая II многие знаменитые российские инженеры стали составлять проекты переправы. Первым оказался Владимир Дмитриевич Менделеев, идея которого состояла в том, чтобы возвести дамбу через пролив, проходящую по косе Тузла. Однако и этот проект не удалось реализовать, так как началась Первая мировая война.

Вновь к идее переправы вернулись в тридцатые годы. Крымский керченский мост, согласно советскому проекту, должен был стать частью железной дороги, идущей от Херсона до грузинского порта Поти. Конструкции моста были заказаны на немецких заводах, так как советская промышленность не могла в быстрые сроки освоить их производство. Однако на сей раз реализации проекта помешала новая, Вторая мировая война. Изготовленные на немецких заводах детали решили использовать уже немцы: по предложению Альберта Шпеера, мост мог бы стать серьезным подспорьем для облегчения снабжения войск, рвущихся на Кавказ к расположенным там месторождениям нефти. Вскоре, впрочем, от проекта отказались, вместо него в 1943 году была построена канатная переправа.

Зимой 1944 года, когда Керчь еще не была освобождена от немцев, было принято решение о начале проектирования и строительстве переправы. Еще до освобождения Керчи были начаты подготовительные работы, а также непосредственно строительство с таманского берега. В апреле 1944 года после того как Керчь была отбита, началось полноценное строительство Стройку завершили за сто пятьдесят дней, в результате чего уже 3 ноября, к очередной годовщине революции, по крымскому керченскому мосту прошел первый поезд.

Однако этому мосту не суждено было долго прослужить. В феврале следующего года массивные льдины снесли сорок две опоры моста, в результате чего переправа пришла в негодность. Восстанавливать мост после войны не стали. Вместо этого в 1953 году ввели в эксплуатацию Керченскую паромную переправу длиной 4,6 км. Она обеспечивала потребности регионов, поэтому до самого распада СССР идея строительства моста больше не поднималась.

Возрождение интереса к строительству моста

После распада СССР стало ясно, что возможности паромной переправы чрезвычайно ограничены. Это, а также установление границы в проливе негативно сказалось на пассажиропотоке и экономике Крыма и Краснодарского края. Поэтому вновь возобновились разговоры о возможном строительстве моста. Глава Крыма Юрий Мешков в 1993 году подписал с администрацией Краснодарского края соглашение, призванное улучшить транспортные связи между двумя регионами, одним из пунктов которого было и строительство моста. Однако так как Мешков не смог удержаться у власти, ход строительству так и не был дан. Вновь эта тема была поднята в конце 90-х годов Леонидом Грачом, занимавшим должность председателя Верховного совета республики, и Юрием Лужковым, которые в 2001 году подписали с Александром Ткачевым, губернатором Краснодарского края, меморандум о готовности проектировать и строить мост. Но среди высших кругов власти России и Украины эта идея вновь не нашла интереса.

В 2004 году открылась новая очередь паромной переправы для грузовых железнодорожных составов. Тем самым любые планы насчет моста снова были отложены. Однако в 2006 году украинское Министерство транспорта по инициативе министра Н. Рудьковского начало вновь проектировать мост. Через два года премьер-министры двух стран договорились совместно воплощать этот проект в жизнь. Панораму моста смотрите тут.

Не опускал рук и Юрий Лужков. В 2007 году он объявил, что Москва готова вложить в строительство сто миллионов долларов. Вскоре был представлен проект компании «Спецфундаментстрой», предусматривавший комбинированный мост для железных, автомобильных и пешеходных дорог, а также возможность прокладки по нему водо- и газопровода из России. Согласно этому проекту, длина моста должна была составить примерно четыре с половиной километра, а построен он должен был быть за два года и четыреста восемьдесят миллионов долларов.

Новый виток эпопеи с мостом случился в 2010 году. На сей раз идея вышла на высочайший уровень: в подписанных Дмитрием Медведевым и Виктором Януковичем знаменитых Харьковских соглашениях предусматривалось и строительство моста совместными усилиями двух стран к 2014 году. Но в назначенный срок строительство моста вновь даже не началось.

Старт строительства керченского моста после крымского референдума

Наконец, после присоединения Крыма к России в 2014 году вопрос строительства моста через Керченский пролив встал наиболее остро, так как Крымский полуостров нуждался в создании собственной независимой энергетической и транспортной системы. Поэтому президент Путин дал поручение начать проектирование и строительство моста через Керченский пролив как можно скорее. В настоящее время мост между Керчью и Таманью активно строится, его завершение планируется в 2018-2019 годах. Маршрут от моста до нужного вам пункта назначения можете рассчитать тут.

Видео строительства моста май 2017 (обновление)

Источник: kerch.com.ru